Алтай в мае — тревел блог Алекса

Главная > Алтай в мае — тревел блог Алекса

«Алтай в мае» — тревел блог Алекса

Эта поездка относится к числу классических майских поездкам на Алтай, что были «те года», на первые числа мая, или по советскому «маевка». Изначально я хотел ехать с Чулышманом (Вовой) на «Кузе», как и раньше, но Чулышман изначально согласился, но увы, не смог добрать группу к нужной дате, сначала отменил поездку, а позже  перенес даты старта на другие дни, что меня вообще никак не устраивало. Пока Чулышман думал я договорился с другими ребятами, что хотели ехать тоже с Чулышманом. Поехали на машине ребят. Нас всего четверо. Машина «пузотерка-каблук», для Чуйского Тракта и сухих грунтовок вполне пойдет. Погода   разведка донесла что весна пришла поздняя, много снега, поэтому верхи закрыты в принципе для любых видов транспорта.

Я выехал на поезде, с пересадкой в Новосибирске. Удивила погода. Ночью на всем маршруте там сям шел снег, днем ноль, ночью минус пять, что вызывало тревожность в предстоящем маршруте. Удивило еще то что билетов на РЖД на конец апреля и начало мая практически не было поезда шли полными, что весьма было удивительно. В Новосибирске ко мне подошел мужичок предложил доехать до Барнаула прям в здании ЖД вокзала, за штуку. Чем я и воспользовался. И уже в 5 утра я был уже на «Облипихе». Это поворот на Бийск с Барнаула.

Ржд

Мое питание в дороге, котлета, хлеб и хренодер

питание в дороге

С Облипихи меня ждала уже наша путевая походная машинка. Получилось так что я остался ждать сборы остальной команды в Бийске, до вечера. По этому мы толком не выехали в назначенный день, ибо далеко бы не уехали, под закат. И решили остановится на берегу Катуни, в палатках сразу за Бийском, а утром собрать всех в Бийске и выехать дальше. Перед выездом на ночевку мы зашли в продмаркет «Светофор» и набрали провизии полную машину, собственно отдельная благодарочка Карибам, за хороший продуктовый набор. Место нашлось быстро. На берегу в лесочке из тополей и берез, со страхом нацеплять клещей мы вышли из машины и поставили палатку, развели костер. Собственно костер нас и спас в дальнейшем, ибо по заходу солнца стало заметно холодать. А ночью вся вода что осталась на улице — застыла. Мы спасались в палатке, одев на себя вообще все. Я сам был в куртке, свитере, тельнике и спальник еще сверху, в результате практически не замерз. А вот кто остался в машине — пришлось лихо. Машина замерзла.

затариваемся

Стоянка за Бийском

Барангол начала Республики Атай и гор

Семинский перевал - прошел свежий снег кедры в снегах
Семинский перевал — прошел свежий снег кедры в снегах
Семинский перевал и памятная стелла присоединения Алтая к России при Екатерине

Утром мы не разводя костра, собрались вещами и выехали. По дороге решили о нашем маршруте с поправками на «очень холодно», заехать к знакомым в Ябоган, Усть Коксинский район. Чтобы поближе быть к деревенской избе «на всякий случай».  На Семинском перевале нас «порадовал» очень свежий снег. Далее ехали в сумраке облаков и прохладе. Впрочем после Семинского перевала всегда сумрачно и сурово в округе, сколько раз тут был. Спутившись с перевала, до поворота на Усть Кан, мы ушли направо. Кстате я по этой дороге ни разу еще не ездил. Сразу после поворота мы проехали «гайцев», разматывающих кого то из местных. Дорога на Усть-Кан вскоре превратилась в пыльную дыр дыр грунтовку. Точно такую же как до села Джазатор на юге Алтая. Усть Кан это известное крупное село на Алтае. Позже в нем мы окажемся.

Ябоган

Проехав более двух часов по грунтовке мы поднялись на Ябоганский перевал и спустились Ябоганскую долину, где находится село Ябоган. Нас ждали не в самом селе а за селом где то выпасах за селом, где живут чабаны вместе со стадами скота в отдельных одиночных домиках, в предгорьях котловины, среди редкого леса. Благодаря тому что здесь сотовая МТС на высоте, мы созвонились со встречающей стороной и поняли где нам быть. Нас встретил дядя Юра потрепанный годами и ветрами на коне, и показал куда двигаться, к стойбищу одинокой избушки под горой. Как выяснилось там жил он с женой работа я на местного «бая» владельца более 1000 голов скота, куда входят овечки и коровы. На месте стоял трактор Белорусь, и мини грузовик «головастик», и в округе пасся скот, по долине, а вдали были видны белые горы. «Там под белыми горами живут кержаки — говорил Юрий». Кто не в курсе «кержаками» здесь называют староверов, отреченных со времен царя еще на Алтае, от всех и по сей день. Кержаки не едят с за одним столом с чужими и не пьют воду из одного стакана и много еще причуд.

Речка под ледником после поворота на Усть Кан
Речка под ледником после поворота на Усть Кан — речка Теньга

Зашли в одинокий небольшой домик. Без электричества, кровать, пару табуретов стол, тумбочка камод и печка, и все это 4 на 3 метра. Причем очень чисто выметено и помыто, доски стены. На стене ковер, с классическим арнаментом,  из СССР.  Немного посидев в домике, попив чаю, нас прислали в большой дом в селе Ябоган переночевать, где есть три комнат с кроватями. А изначально мы думали встать с палатками. Юра на что сказал — идиоты здесь очень холодно, даже в августе, не говорят про сейчас. Так что решили ехать в дом, да за одно там была и обещана баня.

Домик Юрия
Домик Юрия на пастбище

Пастбище

Алтай в даль

В Доме я сварил свой дружеский супер суп, из мяса, Юра дал настоящего парного мяса для супа, порезал его и разварил до нежного состояния. Мы откушав и пообщавшись, послушав интересные истории про «морскую пехоту», где во времена СССР служил Юрий, и походам по всему миру, о которых долго нельзя было рассказывать никому, даже родителям, мы сходив в баню, пошли спать.

Баня у Юрия

в Деревенском доме у Юрия

Я сам спал долго, местные ужа давно были на ногах, и общались на улице. К Юрию пришли соседи «на шум», на «есть че еще, водка пива», и Юрий с утра уже был «кривой». А мы покушав отправились смотреть одну из пещер за Усть Кан, что здесь весьма рядом. Собственно в первые жизни я увидел сам Усть Кан. Ранее слышав про село очень много, в частности историю, что здесь шли очень ожесточенные бои между белой красной гвардией, и речка несколько суток была вся в крови. Собственно, что и послужило названию села «Усть Кан» = «Устье Крови». Это со слов местных.

Дорога на Усть Кан за Ябоганом

на Усть Кан

Сама пещера, если конечно можно так назвать углубление в скале, назвать можно весьма сомнительно. Мало того там стоит решетка и в пещеру не залезть, туда подходит высока лесенка с прогнившими ступеньками и смотровыми площадками. С рассказов я понял так что там погиб ребенок провалившись, поэтому пещеру запечатали решеткой. А вообще там по раскопкам жили очень древние люди много тысяч лет назад, и там происходят учеными раскопками. На момент моего присутствия там никого не было, только несколько туристов на машинах, и все. Я сам поднялся к пещере, к решетке и внимательно осмотрел что там можно было увидеть. Как я правильно понял, там копают вглубь пол, и углубились, а породу и находки разбирают на столах рядом прям в пещере. Пока я гулял по горе, остальная команда тусила с водочкой внизу у реки слушала песни, но суть даже не в этом а в том что пещера резонировала как «рупор — ухо» усиливала звуки снизу так сильно что я слышал все то что они говорили в низу а это более 300 метров от меня. Не говоря о музыке от девчонок что копались в поле за дорогой в 600….800  метрах от меня в Усть Кан. Пещера — Ухо! Чудеса горной геологии!.

Начало подьема в пещеру перед Усть Кан
Вид с входа в пещеру на округу сверху

Наша команда в сборе
Наша команда в сборе а карниз пещеры вверху над нами

Памятный камень комуто

Ябоган

Спустившись в низ мы решили ехать обратно, пообедать, а потом «еще куда то поехать», понятно что потом мы уже никуда не поедем так как двое из нашей команды уже напились в плюшевых медвежат и требовали «баяньки». Проехали через Усть Кан. Повстречался с туристическим кортежем туристов на «таблетке», что мне показалось в них ранее похожее, и только потом вспомнил что это был Алексей радиолюбитель  с Кемерово и там же был Дмитрий Хатик. Вот так бывает, молча разъехались. По пути в Ябоган мы посмотрели древний камень стоящий вертикально, от какого то захоронения здесь, которому несколько тысяч лет всяко разно. В Ябоган вернувшись, мы занялись зажаркой мяса, тихим общением у огня. Само собой больше никуда не поехали. Был вариант съездить к еще одной пещере, но там бездорожье и надо до самой пещеры карабкатся по отвесной стене, что было нереально для меня на мой взгляд. Со слов Юрия в этих пещерах должны оставаться и военные схроны белогвардейцев и партизан со времен 1917 года, а также и клады местных баев, бежавших от бандитского разграбления со стороны красной армии. Юрий сам говорил, после водочки, как пытался там рыскать и что то искать, правда без аппаратуры какой либо.  Так что мы просидели «на заваленке до самого вечера» под Ябоганским солнышком. За одно решали что будем решать завтра, решено было ехать в любом случае. А вот куда — продема втом что никто не хотел мерзнуть, поэтому я предложил на удачу позвонить в Юрточный Кепинг у Кош Агач, и остановится там. Я позвонил и удача есть юрта на всех нас на двое суток, и ценник более менее не кусачий за сутки 2400. Забабахали такой план.

Мясо ябоганское на углях

В бане у Юрия

Вообще Ябоган пошел от названия реки Ябоган, формирующей здесь котловину, удобную для выгула и разведения скота в много десятков тысяч голов. Что вижу я сейчас это остатки того что было когда то давным давно, и то, что есть весьма немало. Далее, у Юрия матьбыла орденоносцем ордена Ленина за выведение какой-то особой культуры зерновых культур, при Советской Власти. А также и ее сестры. Как раз после Второй Мировой, сюда направленные «поднимать целину». Так что Ябоган это «русское» село, а алтайцы сюда перебрались позже из соседней деревеньки под горой рядом в 5-7 км отсюда.  В целом если задаться желанием здесь можно очень интересно провести время собирая информацию у местных для летописи этих мест для книг потомкам, кому интересно. Местные просекли что мы тут отдыхаем и само собой захотели с нами пообщаться, все никак  новые люди и новое общение, но их беда — они приходят общаться уже будучи в черезмерно «плюшевом» состоянии. Увы. К нам пришло трое таких «гостей», и самое что смешное, русский что был местных был пьянющий и вообще ничего не понимал. а вот алтаец, отлично все понимал и принимал беседу, позже он растаскивал уже «плюшевых» своих земляков по домам своими силами.

Под ночь мы пошли в баню, о чем есть небольшое видео. Но воды в бане было мало, поэтому толком помыться не получилось. Зато благодаря местному гостю, напарились с дымком так что глаза на выкат, от угарного газа и дыма. Почему то печь сделанная из железа, место куда подливать для пара, после подлива жутко коптило дымом плюс пар, может так и было задумано, нопьянеханький сосед уже практически там завалился, и егопришлось вытаскивать из бани (помог его друг Алтаец Эдик).

Перед тем как лечь спать я еще долго общался с проспавшимся днем Юрием а в частности про его морскую службу и заморские походы, а как я писал ранее он служил на военном дисантном транспорте, в морской пехоте — те самые страшные войска в черном, которых боялись вообще все. Рассказал про то как попадал в плен про освобождение, про пальбу из та разных танков, управление, чуть ли не Т-34 и более поздних моделей. Про традиции «купать команду на экваторе», про конфликты с «особым отделом» и так далее. А самое страшное то что дома его родители вообще не знал где он служит (Юрий), считая что он служит где то в Афгане, как это тогда в СССР было известно всем. Самый большой прикол что Юрий нашел в своем холодильнике мой коньяк и возмутился «а что делает этот коньяк в МОЕМ холодильнике?». Так что мы разошлись пока этот коньяк не был уничтожен. Под конец мы заговорили про шаманов, духов гор, даже немного поиграли в шаманов.

Утром мы проснулись, вроде живые и поехали в сторону Онгудай и далее на Чикет, далее на Еломан, и выше по чуйскому, делая незначительные остановки по пути. Погода очень способствовала нашему тревелу, и дарила отличное настроение всем нам. По пути менялась и погода и ландшафт. Ябоган здесь как я правильно понимаю самый суровый край на Алтае в плане холодной погоды, здесь даже березы не наклюнулись и ручьи все под метровыми наледями, что вы видели всяко на моем видео.  А вот за Чикетом там уже и горный багульник (моральник) во всю расцвел и березки покрылись зеленым дымком, и в целом потеплее и приятнее, и по полю дымка из цветов радует душу. В Акташе оставновились за закупками в Мария Ра, и далее, уже любовались в дороге суровыми мощными скалами белого под шубами льда Северочуйским Хребтом. Он всегда такой, но в этот раз снега там было максимально много. Толком на Алтае весна в горах еще непришла, и всяко будет гораздо позже «большая вода», когда будут таить льды и снега высоко в горах, как каждый год. Проезжая Курай, мы также заехали в село так посмотреть. Я ни разу в Курае не останавливался, и скажу что «сурово»! Здесь уже каменная степь, нет огородов, нет даже деревьев в селе, только редкие «риддики» — коренастые тополя и те без листвы.

В память строителям Чуйского Тракта на Чикете

Чикет - все павильоны перенесли с дороги вглубь
Чикет — все павильоны перенесли с дороги вглубь

Чикет

Долина Еломана

Степь в цветах и подснежниках

Северочуйский не доезжая Курая
Северочуйский не доезжая Курая.

А далее мы уже через Курайскую котловину пролетая уже в сторону Кош Агачь где нас ждал поворот на юрточный кемпинг у речки Тыдтуярык, с таким же названием. К месту мы приехали в 17-30, нас ждала юрта «Джана Юрт» на монгольской вязи с названием, где было 4ре койки из досок, матрас и белье в стиле «РЖД коплект», что вполне достаточно. Из удобств — общая кухня в центре кемпинга, и туалеты рассредоточенные по всей территории. А также есть главная кают юрта для «посиделок» всех гостей, «знакомств», где мы будем позже. Пока разбирали шмотки похолодало, и стемнело, я лишь успел сбегать на склон чтобы словить хоть какой либо интернет, и там замерзнув окончательно вернулся обратно в юрту. Вечером попытались приготовить суп на газу. Но увы сказывалась высота, здесь уже 1700 — 1800 метров, толком «газ уже не газ». Поэтому суп закипел три часа, и сварился «сырым». Покушав «что есть» так и легли спать очень весьма уставшие.  В середине юрты была печь, благодаря ей можно было делать тепло в юрте, но особо дозируя дровишки, чтобы не угореть «в Ташкенте». Ибо печь очень быстро разогревала юрту и вгоняла всех в пот, а потом быстро отставала, а ветра из юрты вытягивали весь кумар. В результате всем было ночью пофиг поддтапливать, и мы немного подзамерзли, но благодаря одеялам более менее терпимо.

Кемпинг юрт

Утром двое из наших пошли смотреть окрестности в горы, уйдя практически на весь день, а я и еще один «колонист» остались давить подушки, и считать рейки в юрте, из чего собственно юрта и сделана. Взошло солнце, улетел ветер, погода стала хрустальной, красивой яркой, как невеста. И я решил прогулятся, с целью поймать хоть какой интернет, и пофоткать снять видео. Я не поднимался высоко и далеко, а реально тут побродить есть где, можно очень большие радиалки делать куда глаза глядят, заборов и запретов я тут не видел. Можно и на зубцы поднятся гор и посмотреть на чуйскую котловину сверху. Один из наших так и сделал. Я сам гулял довольно долго, рарядив весь телефон, вернулся в лагерь. Оказывается двое из наших уже успели «высушить» коньяк и легли спать =)

Юрточный кемпинг тыдтуярык

Юрта

Кемпинг юрточный

Уже ближе  к вечеру, решили скататься в Кош Агач в магазин да и просто посмотреть само село, ибо Кош Агач для меня знаковое место, просто приятно там побывать. По возвращению из Кош Агач, начали готовить ужин, и тихо общаться. И тем не менее вижу что наша команда под устала непонятно от чего ребята переругались между собой разбив комфорт общения в группе. Я так и не мог понять что и почему, какие то личные не до-притирки несогласовки.

Потом покушав, пошли знакомится с другими местными в кемпинге туристами. Было весьма удивительно что сюда заехали с Якутска якуты, туристы с такими же как и у нас целями откатать весь Чуйский Тракт и посмотреть что можно посмотреть, только у них были более прокачанные машины. Потом пообщались с местным работником, давншифтером, что бросил свой бизнес в «большом мире», и стал здесь просто жить на базе, оброс бородой и изхудал до костей. Было весьма интересно послушать от него про жизнь и развитие кемпинга. Ночь нам далась тяжело. Один из наших с перепою натопил печь в юрте до нельзя и мы задохнулись и пропотели, а потом все остыло, и я поувстввал что простудился (и щас пишу этот рассказ кривой от температуры и насморка). В общем я решаил сократить наше путешествие, точнее его завершить для безопасности и вернутся в Барнаул на следующий день.

Весь следующий день мы гнали в Барнаул. Машинка наша тоже пострадала — в ней что-то стало гудеть и трещать. и по мере продвижения этот гул усиливался. Проезжая через Бийск, этот гул превратился в рев как у тратора, так громко что не стало друг друга слышно. До Барнаула мы гнали под 90…140, чтобы успеть, ибо я там присмотрел поезд, а ребята поняв что поход завершился уже напланровали себе работы уже на следующий день.

~~~

спасибо Отдельное большое спасибо коллективу «Карбская Мечта«, за осуществление поездки, ибо на момент формирования поездке этот коллектив уже меня вывел в плюс по заработку.