Главная > Иедыгем и Менсу экспедиция на Горный Алтай июль 2017 с Алексом личный рассказ отзыв

Идея маршрута появилась еще в прошлом году в умах группы бывалых туристов постоянных клиентов компании «Чемал Тура» (стар) \ «Алтай Актив Тур» (нов название). Маршрут был придуман согласно старым знаниям о тропах в районе рек Коксу, Аргут и Иедыгем.

Нулевой день. 08.07.17
Я выехал в полночь ровно до Новосибирска на поезде, доехал как обычно, «те года» и вечером уже был в Новосибе. Меня встретили два знакомых по заработкам в сети активных инвестора, и мы затусили во дворе рядом с ЖД вокзалом, рискуя попасть под закон «о общественных местах», с пивасом, общаясь на разные общие темы, и вопрос ответ по разным направлениям.

А уже ближе к 23 отправились на точку сбора туристов на Алтай. По пути сняв небольшой отзыв на видео по тематике нашей занятости в Сети. На остановке подошли другие участники будущей экспедиции, а это Миша и Оксана и подруга Оксаны (которую я ранее видел только на фото), подошла с мужем к остановке с вещами сумками рюкзаками. Мы обменялись эстафетами, ребята «из интернета» разошлись по домам а мы стали ждать наш транспорт. Оказалось, что автобус, что должен нас забрать до Манжерок-а почему то был без наших списков. Мы звоним Тане… … Оказалось что нас должна повезти отдельная автомашина. Я почему то подумал о микроавтобусе «шаттл» типа «Мерседес» с подсветкой. Но не тут то было, привычные форматы «заграничного трасфера» были сломаны белой легковушкой, что приехала к остановке и долго стояла, пока от туда не вылез дядька и не спросил «кто тут до Манжерка?» Мы выпали в шок, четверо человек со шмотками, и как все это упихать в одну легковуху? С Минуту мы смотрели на машину а дядька на наши шмотки. Пока Оксана не сказала «чего пить кофе от этого вещей меньше не станет». Начали играть в тетрис упихивать сумки. На третий раз удалось захлопнуть крышку багажника в седане. Я взял чей то рюкзак себе на колени и сел вперед к водителю. Выехали.Настроение сразу повысилось, Оксана достала волшебную «радость» в номинации «коньяк» и мы шлефанули выезд от Новосибирска. В дороге водитель чуть не уснул, ехали всю ночь и на утро. На утро к 6 утра мы уже были на Манжероке. Дорога была пустая, без дождей, без ремонтов = идеальная =.

День первый 09.07.17 Базу «Таежник» мы пролетели сначала мимо, нашли чуть потом развернувшись уже. На базе нас никто не ждал, было очень рано, все спали. Первым показался Андрей инструктор, муж Тани, с просоня он удивился нас тут увидеть в сборе. А потом уже поочередно мы уведили всех остальных Аурику и Татьяну. Доплатили за маршрут денежку. Оказалось что Марафон несостоится вообще. Не набрали туристов, всего двое желающих оказалось. Вот печаль. Так что я переписался на классику «Чуя Катунь», на который идет команды Оксаны. Лично я подключился к интернету, развернув ноут, и загрузил короткий видос сразу по месту прибытия. Погода на месте солнешная, весьма теплая, переходящая в жару. На базе как положено на нас поднакормили, вместе с другими группами. А также подьехала еще одна девочка на другом траспорте к нашей группе из Г.А. Аэропорта ГорноАлтайска. Настя. Мы погрузили вещи в микроавтобус, и в этот момент подьехал Мистер Хатик Дима с семьей Зоей женой, дочкой и сыном) Переподарил мне подарочков по кармашкам, и помахал ручкой нам в след на маршрут. Аж что то виддос я забыл снять по этому поводу, а надо было.

Наш маршрут стандартный, по чуйскому тракту на Джазатор. В Баранголе мы закупили хлеба, в Шебалино «радости» и овощей на маршрут,  пролетели Семинский перевал, Онгудай взяли тушенки и мяса, встретили просто адовый дождь по пути, тормознулись за Онгулаем на обед в кафешнике, на Чикетамане я сбегал к уже знакомому мне продавцу сталкеру горного хрусталя , выкупил у него все красивые экземпляры. Далее пролетели Ильгумень, Чуя Озы, Белый Бом, Чибит, Акташ, Курай, Чага Узун, и на Кош Агач сделали остановку с выгрузкой вещей на другую машину. Альберт для нас подготвил другой УАЗик. Увы не всегда знаменитый водила Дурман может нас возить без пересадок с Манжерока и до самого Джазатора — базы «Каборга». Пока ждали УАЗик, поужинали под лучами заходящего теплого солнца, и писк коршунов, доев остатки еды в одной из бедных кафешек КошАгача, как раз на месте указателя  Новосибирск 800 км, Джазатор 140 км. Пока перегружали вещи, до нас докопались местные пяьные «джигиты», прося денег на опохмелку, спустило колесо у УАЗика, накачали. И выехали уже на трассу.

На Тархуте, у погранцов бездельников, охранников шлагбаума, проводили окончательно солнце в закат, быстро проверили документы и встретили первый холодок. Вечером на Тархуте всегда «прижимает» холод. Особенность ланшафта 99% каменная пустыня, днем жара, ночью холод. Высота 2000 над уровнем моря. Останцы дна огромного ледникового озера что плескалось здесь когда то многие десятки тысяч лет назад. По пути на Джазатор на перевале Тархута заехали за Кумысом, здесь высота 2600, и покатили в Джазатор (Беляши), село на высоте 1700. К месту приехали примерно в 23-40, или 00-40, точно уже не скажу, было темно. Альберт нас уже ждал, встретил, вышел сам, был удивлен что я приехал снова. Выделил нам отдельный дом, на две секции, причем одна секция досталась мне одному как VIP, так получилось. По быстрому мы сбегали до бани отмыться от пыли, и я завалился спать, а ребятишки еще шлефанули чем то заезд на базу.

Перед сном поговорил с Альбертом, выяснилось что, туристов стало гораздо меньше приезжать чем «те года» в разы. И почему так непонятно.

День второй 10.07.17 проснулись, утро солнечно благостно светло. Проснулись рано, плюс еще не переключились на «+4 к Москве», для меня +2 часа. И то вставал тяжко. Пока шатались как лунатики, Аурика приготовила что чего покушать, закусили, попили чаю, чашечку кофэ. а там и проводники подоспели, причем не двое а трое, так как у того что не шел с нами случилось день рождения и он приехал под-поздравится к нам на «Кабаргу». А мы тем временем собрались на маршрут укладывая арчмаки едой и личными вещами. Вышли на маршрут изрядно забатонившись на сборах, еще и отметив ДР одного из проводников. Вышли уже в третьем часу полудня.

Увы, открылся косяк с маршрутом, который не сказала нам Таня заранее, оказывается, сель —  камнями сходом с горы была завалена тропа, и половина маршрута точнее его кольцевая часть разорвалась на тропе переходящей один из перевалов на левом берегу Аргута, недалеко от Горы Шенелю. Поэтому нас сразу не повели на верховье реки Коксу, и а направили «трамваем» через привычную уже всем дорогу на Карагем-Аргут, далее на Узылбом и до Иедыгем реки. Первую остановку ночевку нам сделали на Каратасе, там, где стоит огромный валун с табличкой памяти водникам погибших на Аргуте. Там и разбили лагерь рядом с одним из заброшенных домиков на берегу Аргута. Быстро раскидали палатки, Аурика принялась за кухонные работы, и вскоре мы уже поужинали и поставив «кухонную» палатку забрались туда играть в карты. А проводники параллельно приготовили шашлык из домашнего мяса, на палочках на костре. Игральных карт я набрал как раз две колоды одни «мужские» другие «Алтайские» вот в Алтайские мы и начали. Играли до полночи, даже пели песни, незаметно как то потягивая «радость» сначала Оксанину, потом уже мою из Канистры с Бугульмой. Когда пошли спать толком я не спрашивал, вроде как то ли час то ли два ночи. А под утро в 4-5 пришли коровы и съели у нас все баурсаки и пирожки что проводники оставили под тентом палатки. А мы спали в это время. В 4.56 Аурика просыпалась и отгоняла коров, только про баурсаки никто ничего сказать не может. Да и канистра с Бугульмой почему то подозрительно опустела почти на половину.

И так утро 11.07.17. утро стало загадкой для всех про баурсаки, ибо их напекли жены наших проводников Эрбулана и Куатбека, очень вкусные, старались, на всех. Собрали шмот, Аурика приготовила завтрак, покушали дособрались и вышли на маршрут. Нас ждал перевал Карагемского прорыва, мосты через Карагем и Аргут, село Аргут, самое дальнее селение в этих краях без постоянного электричества и телефонной связи, не говоря уж про интернет. Там  нет и магазина. Перевалили через аргутский прижим «прорыва» по проселочной дороге, видно что вода смысло часть дороги завалив ее ледниковыми валунами. По пути наткнулись на батонящийся на перекусе УАЗик, и людей из него, с омскими номерами. Пройдя мост через Карагем мы перекусили,побатонились после принятия холодного перекуса, и выдвинулись дальше, по направлению Аргутского моста.

Перейдя мост мы поднялись ввысь на «вертолетную» высоту от которой кружится голова и мост становится игрушечным в размерах. Мы иде по прижимам и насыпухе дальше. Перед селом Аргут перешли в брод местную речку, и само село, где в этот момент тарахтел бензиновый генератор раздачи электричества на все село. На сколько известно ток там дают только на пару часов и все. В селе нас встретил таинственный дядя Коля с огромной бородой как у староверов и в старинном пиджаке. Мы миновали село и пошли дальше. В тополя за село, где приняли решение все же не втапливать до Кулагаш-а речки а встать прямо в тополях, даже потмоу что солнце уже шло к закату, да и на Кулагаше вода мутная, а здесь чистая прозрачна питьевая. Причем эта речушка что текла с высокогорья за селом реально отдавала ледниковым отсветом как льды на Байкале зеленовато голубоватыми оттенками. Очень чистейшая вода. Ее можно хоть в бутылки и на продажу гнать вагонами. Речка очень сильна, там по пояс местами, и очень очень холодная. Как и первый раз, быстро разметали шмотки, поставили палатки, Аурика быстро приготовила хавчик горячий на кострике. Пока Аурика готовила я всех напоил чаем из бара. Кстате Аурика мега респект, я так привык к ее быстрой готовке хавчка как и супов так и каш, что подстроился под ее рацион и скорость желудком. В этот раз мы делали плоф, плоф делал Эрбулан. А я подносил кружечку с Булугтминским чаем, сидели точнее лежали на седлах и делали плоф, пели песни, слушали в металлической  кружке музыку из телефона. Плоф получился мегаизумительны, нежный, рассыпчатый диетический, в качестве мясо у ребят проводников было мясо из дома. Так что по ужину оценка пять. Вечером все с содроганием понимали что нас ждет Узылбом. Разошлись по палаткам и выспались к утру.

12.07.17 мы проснулись, как по расписанию, позатракали Аурикиной кухней, и быстро собравшись выдвинулись дальше, в сторону Кулагаша и Узылбом-а. по выходу мы пересеклись с вольно гуляющим табуном коней, убежавшим от нас. Понялись на высокий пригорок из песка и круглых валунов разных размеров ледникового формирования и по плато пересекли высокую «вертолетную» платформу, с которой смотреть вниз немного неуютно и спустились в лог реки Кулагаш.  Кулагаш был бырным на тот момент, нес белые воды с гор бырными гриваами коней водных под мостом. Сам мостик поразил он еле держался, его направляющие уже прогнулись как луки и еле держались. Проводники решили спешится и пройти с конем по однму по очереди каждому.

За мостом Кулагаш мы вновь сели на коней, поднялись по крутой насыпи на платформу и также прошли дальше, уже вдоль Аргута, то по платформе то по дивному зеленому реликтовому лесу из древних тополей. Здесь я ыл в 2015 году, и обратил внимание на этот лес. Подлесок высокая сочная трава, грунт песок, редкие кусты и старицы Аргута, уже с отстоявшийся прозрачной водой как стекло, где приломлялось видение глубокого дня с бревнами и камнями. За лесом мы вновь поднялись на верх и по плато спустились вниз уже на знаменитую поляну Узылбом, где я был в 2015 году с Хатиком и Ромашкой и очень культурно отметил поход а потом увидел видение про поход «здесь мы не пройдем но мы ее обойдем», стало уже легендой этих мест.

На поляне Узылбом Сайлюгемские егеря и валонтеры построили беседку, даже поставили вывеску «мусор» и сложили под мусор ямку. В 2015 году такого не было. И прямо здесь находятся пара курганов с «оленным» камнем, что значит что здесь остался какойто знаменитый уважаемый человек. Здесь же ставят палатка и ходят туристы, и как бы ничего. Вот только одному мне тогда в 2015 пришло вещее видение по теме маршрута того года. Мы потусив по поляне, перекусив, выдвинулись дальше, правда без коней. Коней погнали продники отдельно сами уже, оставив нас одних, и сказав нам «покааааа»

Мы пропустив группу коней вышли следом. И уже на первом сложном участке увидели что кони вначале неврубились, что от них требуется, а это пройти осень сложный курум из больших скальных гранитников мимо меня. Кстате с погодой нам всегда везло, даже в первый день, как только мы вышли по жаре, прилетела дегка хмарь и зарыло солнце собой, даже прилетела точка с мелким дождиком чисто прибить пыль.

Так и сегодня за нами шли тучки и прикрывали солнце, как только мы вышли с поляны, вообще стало заметно темнеть, а нам идти пешком, не пожаре куда комфортнее. Идти конешно кому как но мн было тяжело, ибо мы почти не шли а бежали, это была не прогулка, может просто основная колонна группы так привыкла перемещатся по «ебеням», но я так не могу, надо высматривать куда ступаешь а не на убум ставить ногу. Собственно я быстро запыхался и закружилась голова от мельчешения камней и кустов. Да и Аргут справа то почти рядом то на «вертолетной» высоте. А тропа проходила по закрученным камнями местам, где курм, где песчанник с галечником, где отвесные гранитные исполины. Финиш нас ждал и нагнал подогнал весьма хорошим дождишкой, я достал куртку а ребята одели ОЗК, игра зеленые «человечки». У меня с собой отвентуровская своя куртка, ОЗК очень  нелюблю одевать. В общем перекусив конфетами орехами выдвинулись дальше, уже на конях. Поднялись на «врата Узылбома» вход на Узылбом с другой стороны, и ушли в долину Аргута за Узылбомом — обширная територия с террасами, руслами ледниковых потоков, пустыми руслами ручьев и древними захоронениями. Мы ушли налево а на право уходила тропа на знаменитый Бурлтылдак.

А мы перейдя речку Иедыгем по шаткому мостику сгорбленному вниз тоже весьма старому, как и на Кулагаш-е, повернули налево и направились по левому берегу Иедыгема наверхи. Пройдя пару километров разбили лагерь, как раз там был прозрачный горный ручей для напоя коней и просто пития. Я быстро поставил палатку и лег поспать после мучительного перехода (пеший Узылбом). Вечером меня вытряхнули из палатки поужинать, и я снова вернулся туды спать. Место уже отдавало суровостью, это наклонная платформа на высокой террасе рядом с обрывом к Иедыгему, сам Иедыгем пенясь и ревя нес белые гривы водных бешеных коней вниз к Аргуту, за одно подгоняя охлажденный над рекой воздух, как кондиционер.

13.07.17 ночью начался ураган, разрывающий и ломающий дуги у палаток и дождь, причем самое удивительное перед самым ураганом меня кто то разбудил хорошим пендалем по ноге, от которого я проснулся, и через короткое время началось «шатание» палаток ветром с дождем. Я лежал и держал палатку изнутри руками.

Утром мы стандартно позавтракали просушили от ночного дождя шмот палатки и выдвинулись дальше на конях вверх по левому берегу Иедыгема в ебеня. А ебеня это насыпухи из ледниковых галечных отложений песка, белой извести и непродираемых кустов акации и других кустообразных древовидностей. Как я понял здесь давным давно был сильный пожар, лет так 20 а то и 30 назад. По остаткам обгорелых стволов до тла видно что здесь был когда то лес из лиственниц, только увы от леса остались только остатки комлевых стволов. Эта местность и обросла кустами после пожара. Местами мы спускались в сказочные зеленые долины, с березками и тополями и высокой изумрудной травой, где по лесу текли ручьи.

Перевалили через поврот с курумником пешком с конями на поводу и спустились на одну из больших полян с домиком зимовником, и изумительной стоянкой под елочками со столиком и костровищем. Мы там и пообедали сухим пайком да утренней кашей, и выдвинулись дальше. А дальше нас ждали прижимы в лесу у Иедыгема и таинственная дядина база, для VIP туристов с вертолетной доставкой.

САма база была пустая, а вот убранство впечатлило, в частности, спутниковая тарелка для интернета, и раздача вайфай. Питается все это от генераторов, тут же много канистр с бензином. Из строений сруб подбаню, в процессе, несколько больших палаток. Куханный корпус (палатка) со столами и стульями. Палатки распологаются на специальных деревянных платформах поднятыми над землей на строгой горизонтале, наверно чтобы у VIP щеки, животы и яйца не скатывались во время сна…

Потусив осмотрев базу, потопали конями дальше, через дивный лес, где произростал мягкий как ковер реликтовый хвощь или как там его, прямо на песке в подлеске. Нас ждала крайняя большая поляна, на противоположном ее краю мы и остановились, выпустив дух. Стали разбирать коней и ставить палатки. Я свою палатку воткнул меж четырех кедров на подстилке мягкой из подушки иголок кедровых. Я сразу спустился к берегу реки и из камней собрал большую каменную баню, на предстоящую мою днюху, как обещал. О чем даже заснял видео. Далее была возня по лагерю, толком незапомнившееся мне из за утомленности, да и отсуствия «радости» на столе на ужин.

14.07 Утро, как мы и договорились, мы вышли на запланированую прогулку на Менсу, взяв с собой только фотики и одежду от дождя. Проводники нам указали «тропа наверно вроде есть» и мы пошли. Окзалось довольно скоро что тропы вообще нет, и мы пошли вовсе не туда. Мы продирались через кустарники и прижимы в лесу из камней, перебирались через поваленные полу-метровые стволы деревьев, и вышли на опушку леса, откуда виден курум спускающийся прямо к Иедыгему. Еще мы переползали по бревнам речку, как мишки на картине шишкина. Аурика еще возмущалась, что я через бревно шел пешком а не как мишка на четвереньках. …. И в этот момент пошел дождь..  Начал слабенький потом усилился. Мы думали идти дальше, но желание реально уже куда то пропало выдвигаться. Честно. Трропы нет, впереди крутой обрыв упирающийся в реку все мокрые, уставшие. Уже было не до ледника. Да и сам ледник покрылся туманом непроглядным.
Фильмы часть

Фото часть

1. Турбаза Таежник, утро.

2. Село Онгуай, там где продают тушло,

Экспедиция на Ледник Менсу, река Иедыгем, Горный Алтай, Кош Агач, Джазатор, Аргут, Онгудай

3. Село «Беляши» или «Джазатор», на базе Каборга у Дяди Альберта

4. на базе Каборга у Дяди Альберта, утренние сборы

5. «Каборга» раздача коней, наш проводник Куатбек

6. Дядя Альберт и его сыновья, нам помогают в сборах тоже

7. Конь Куатбека — Казыр, он меня в этот раз везет еще второй раз.

8. Вышли из Джазатора (Биляшей) на маршрут

9. Степь Самаха и русло Аргута, до слияния с Коксу.

10. Степь Самаха и Аргут

11. На перевале, знаковое место, мы здесь и сделали легкий перекус

12. Слияние Коксу и Аргута, Коксу синевой немного отдает, (Кок — синий)

13. Путь на Каратас, по лужайкам заливной части Аргута

14. Ужин, проводники делают шашлык из домашнего мяса

15. Утро следующего дня, 11.07, приехали мото туристы и дали пофоткатся на их байках.

16. Карагемский прорыв, пороги 6ой категории, Аргут внизу бушует сжатый меж скал.

17. Карагемский прорыв, и вид на далину реки Аргут и Карагема, место тысячь курганов и высоченых скал одна из них гора Шенелю слева с ледниками