Отчет о поездке на Горный Алтай — Алахинское — Кальдинкуль — Укок — Канас

Главная > Отчет о поездке на Горный Алтай — Алахинское — Кальдинкуль — Укок — Канас

Отчет я отпишу позже, а пока выкладываю немного штучных видео

Кальдинкуль - Алтай

Отчет — рассказ про Путешествие на Алтай Горный, Укок.

Сама идея путешествия родилась еще год назад,  сразу после завершения мега тура очень сложной категории проходящий кольцом вокруг Южно Чуйского хребта в августе 2015 года. Тогда мы боролись с разгулявшейся стихией горных лег поднявшихся от дождей и с непролазным лесом вдоль реки Карагем…

Сейчас маршрут в коммерческом прайсе назывался «К Небесному пастбищу кочевников» или просто очень большая прогулка по плоскогорью Укок. На самом Укок я уже был два раза, собственно в этот раз путь препологался более длительный с заходам в разные места. В частности пусть начинается с реки Коксу, далее на останцы Чокпартас, пройтись верхами и через Укок, минуя озера Кальджин-коль-бас и Кальдынкуль уже к горному массиву Канас (где я не был) на самой границе с Китаем, пройти по ущелью КараЧак к подножью величавом массиву Табын-Богдо-Ола и на «закуску» перевал Богомуюсс с прогулкой по верхам с долины речки Ильдегем на речку Судобай, рядом с перевалом Карабулак.

Данный маршрут был предложен и оформлен мне через компанию Алтай-Актив-Тур (прежнее название Чемал тур), а кони и проводники преполагались с базы в Джазаторе «Кабарга» от самого Альберта. Один из проводников я уже знал заранее — будет Куадбек, кто был с нами на прошлом маршруте..

Мой путь лежал через Новосибирск, до Новосиба я доехал на поезде, в попыхах перепутал поезд и купил билет на сутки раньше, из за чего пришлось мне лишнее время провести в Новосибе в гостинце одноименной Новосибирск. Где провел замечательно время и даже успел немного поработать, записывая видосы аж с 22 этажа с видом на ЖД площадь в Новосибирске. А уже вечером 7 июля я выехал на чартерном автобусе в Манжирок на «базу Манжирок » (База Актив-Алтай-Тур Татьяны), куда съезжаются все туристы и идут на свои купленные маршруты (кони, пешки, вода)…

Сразу отметил два момента — админы гостиницы Новосибирск оказались мегапунктуальными и не пускали меня в номер пока не случилось 00-30 уже следующего дня, все это время я тупил с ноутом на респешене. Сам номер оказался очень простойным, выспался я отдуши. Все гаджеты в номере + интернет работали исправно. В качестве комплементарных бонусов  шоколадка бабаевская и вода «Эдельвейс» в бутылка 0.5л.

Автобус в этот раз под огорчил, жара в Новосибирске была +30, так что все что можно было нагреть — нагрелось и пылало жаром. Так что законное правило «в РФ все тур автобусы гарантированно —  со сломанными на половину кондиционерами» и обязательной найдется вредная бабка, что будет ныть что ей якобы холодно при +30 жары… Все это было в одном автобусе.

На Манжерок прибыли утром 08.07.16  все в штатном режиме, меня встретила Аурика и Айвар (Айвар мой первый инструктор на Алтае по коммерческой линии). Покушали детскую кашку и перегрузив вещи ручной клади в прицеп к «таблетке» мы выдвинулись в путь на Чуйский Тракт на Джазатор. По пути шутили шутки анекдоты, ибо компания была уже с прошлого года, все друг друга знали, правда и добавилось к нам три новых туриста, не ходивших с нами ранее женского полу. Да из команды был турист Миша что в прошлом году не смог быть на ЮжноЧуйском, и в тоже время хорошо известен основному составу команды. В качестве инструктора — Аурика, это уже было известно заранее.

Стартовали достаточно оперативно, на Таблетке, предварительно упихав сумки в прицеп. Люди разместились в Табелтке (УАЗ), а я с Аурикой поехал до села хлебопекарни что бы забрать свежего хлеба на маршрут. Купив хлеба, мы оставили авто Аурики в Баранголе на «Царской Охоте» и добавились в «таблетку», стартовав дальше.

По пути тормознулись на Чикетаман перевале и я подкупил горного хрусталя в кристаллах, у давно уже ставшего родным продавца-геолога, огромного как медведь дяди. Он уже много лет добывает кристаллы и продает их на перевале. Кристаллы пользуются спросом у туристов, ибо они местные, а не обсосанный на станках «китайпром».

В Село Онгудай за Семинским перевалом закупились на местной мясной фабрике тушлом и сушеным мясом. Я себе решил взять ящик тушла маралятины (оленина), после чего  покушали в стандартной кафешке уже за Онгудаем. Местные кафешки, честно меня уже очень достали своей неторопливостью и частотой, в том числе и с прошлых маршрутов. Но ввиду того что ехать заброской на с. Джазатор на «фисташках» я долго не продержусь так что пришлось себя «ломать».

Кош-Агач мы заехали уже под закат солнца, пограничников «Тархута» прошли в сумерках, а на Джазатор пошли уже в потемках весьма ушатанные от усталости. Альберт нас встретил и разместил в двух домиках на базе. Я отказался от ужина и «ля-ля» за столом, сразу упал спать.

Утром 09.07.16 нас встретило очень жаркое на удивление солнце. Как я и ожидал сборы наши затянутся, да и кроме нас на маршруты выходило еще две группы. Нас поставили самыми последними. Собрали жратву по арчмакам (сумки переметки на коня под грузы), где Аурика старательно распределила по частям и и записала у кого что лежит. Собственно я отметил что жратвы увы не так и много у нас. Хорошо, что я взял две палки сырокопченой колбасы в нагрузку и кетчупа. «Радость» я разлил по пластиковым бутылкам. «Радости» получилось не так много, ибо как на зло в Новосибирске бальзамов я не смог найти в магазинах — их там тупо просто нет!..

Выехали на конях строем уже за обеденную. Мне Куадбек выдал своего личного молодого коня — «ты хорошо на коне держишся?» с вопросом, ну что я могу сказать — сказал конешно «да». Альберт когда видел этого коня сказал «Леха ты будешь ехать впереди всех». Козыр зовут коня, конь молодой игривый «весь на шарнирах» то есть вертлявый, пуганный. Окрас рыжий, мой любимый — ну хоть в чем то повезло.

Наш путь проходил в сторону долины степи «Самаха», и по выходу из Джазатора нас остановил впервые пограничный патруль. Реально было не приятно, неприятно в том что прошлая свобода на Руси властью завинчивается гайками потихоньку на народных спинах и головах. Аурика показала документы и мы поехали дальше. А как если я поеду один без туркомпании? — подумал я. Мдяя.. еще год назад тут «зеленых человечков» с автоматами не было. Да и на оз. Джулукуле нам отвесили вот на днях они не хило в предыдущем походе…

Перешли степь Самаха, далее по мосту через р.Джазатор на ее левый берег, причем мост оказался заколдованны — собаки отказались идти по мосту. А у входа на мост были ворота и чучело с пустой полтарашкой пива. Мы прошли на конях, а вот собаки отказались. Проводники я не видел как но потратили много времени чтобы собак затолкать на мост.  У нас было две собаки, классических помесей из серии «99 дворняжек на 1 лайку». Пока Куатбек работал над собаками он умудрился куда то потерять бинокль. Далее уже через замечательные заливные луга, с остатками арыков из бетона построенных еще при СССР, мы прошли до нашей стоянки за лесом на берегу речки Коксу.  Переход был не большой  в целом и по ровной земле по твердому грунту, я ехал на коне и грыз фисташню, изредко фоткая округу, привыкая к «шарнирности» коня. Конь все время мотал головой и цокал копытом, как я понял — он так отгонял мух от себя, а жара принесла мух более чем.

На стоянке оказалось место одно занято другими туристами только на авто. Они на нас смотрели как на «конную кавалерию» идущую на них в атаку большими глазами, а мы раз в перед самым их местом стоянки свернули вдруг в лес — в лесу было замечательное еще одно место стоянки среди елей. Первый вечер в палатках начался. Первый раз спешились привязали коней. Я снова не рассчитал на «молодость» коня и он испугавшись вещей снимаемых с него стал скакать испуганно…

Аурика сразу принялась за готовку ужина, проводники за костер, пока мы ставили палатки. Сообразили чай по началу а потом уже горячую закуску, на скатерти прям под елками замутили столик прям на траве, расположились и коллективно выпустили дух, под слова знакомств кто есть кто, и зачем он здесь находится. Нас толе сразу же появилась «радость», что чочой-ем (кружка по рукам по кругу) пошла по рукам говорящих участников. Каждый рассказал кто он и что привлекает его на Алтае. Я как обычно немного растерялся и растянул свою речь на «долго», ака чтобы не вслушивались. Вечер задался, познакомились с ведущим соседнего бивака, казалось, что это тоже организованные туристы только на микроавтобусе. Добрались до этих мест. Уже когда стемнело мы уже празднично нагруженные расстелили потники от коней и на них как на коврах стали смотреть на — звезды и петь песни. А потом по-тихому разошлись спать по палаткам. Проводники спать решили под тентом, не смотря на полчища комаров. Кстате комары алтайские хитроопые — как только ты сосредоточишся его пришлепнуть — он слетает с укуса «врасыпную», не то что обычные равнинные лесные комары идущие «на убой».

10.07.16 Проснулись утром от того, что палатки наши очень прогрелись солнцем и стало душно невыносимо в них находится. Аурика приготовила завтрак, чай. Поправили здоровье остатками «радости». Покушали, попили чаю, заседлали коней, и выехали в путь. За одно распрощались с соседями туристами.

Предстоящий путь оказался весьма не легким, по началу мы шли через лес, потом пошли через болота. Вот в болоте меня и встретила первая неожиданность. Мой конь провалился задними ногами в болото погрузился по самый живот и ничего не мог сделать — все криачли слезай с коня!!… в болото? Удивлялся я.. Пришлось слезть и нахлебаться жижи по пояс… Далее мы шли долго пешком в «наказанее» ведя коней за собой, хлюпая по болотине пешеходами в сапогах. На коней взобрались только уже как вышли на сухо. Там дорога повернула от реки Коксу в горы на 90 градусов. И мы начали подниматься наверх среди множества зелени трав вдоль ручья Кужуртубулак протекающего вдоль тропы. Поднялись до высоты 2000 метров, там увидели стойбище чабана. Это представляло из себя избушку с землянной крышей и подворье в виде загона для скота, недалеко от места паслось стадо коров. Жители муж и жена. У них как раз остановилась группа туристов на обеденный перекус идущих на встречу нам по тропе. Проводник у них был уже старый нам знакомый, так что встреча получилась очень веселой. Покушав и повалявшись на траве мы вышли в путь дальше и уже через пару сотен метров остановились снова — надо было набрать дров и привязать вязанки к лошадям, ибо дальше уже леса не было за высоту 2200 лес просто перестает расти. Собрали — привязали, расселись по коням и проводники наши говорят вы там идите дальше, а мы вас догоним нам надо рогатины для костра выстругать. Все поверили в «легенду» про рогатины без сомнения.

Далее прошли уже по безлесью еще мимо одного уже заброшенного стойбища и вышли в долину поросшей березкой горной и множеством трав. Высота примерно 2300-2400 метров. И свернули в лог ведущий на верх уже на перевал Чокпартас, где стояли истуканы гранитные  скалы обветренные всеми ветрами многие миллионы лет как остатки зубов у старика во рту. Поднимались долго, траверсом, то вправо то влево, кони хрепели и тихо тянули вперед.

Наши проводники немного подотстали и все же кто то кричал нам снизу, ветер доносил возглас толи Куатбека толи Эрбулана. НА верху среди гигантов останцов мы тихо стояли и смотрели в тишину камня, выветренного всеми ветрами аж до ям на рябой гранитной поверхности. Некоторые выдуваемые полости в камнях соединились между собой в сквозные дыры, за них мы и привязали коней. Выглядело все очень сурово, да и ветер давал о себе знать. По тихому стали подтягиваться облака издалека с дождями, стало как то не уютно. Ветер быстро выдул тепло из курток, а мы все ждали наших подзопавдавших проводников на верху среди гранитных истуканов, издали напоминающих человеческие фигуры сидящие на корточках или креслах.

Одного из наших проводников мы увидели на соседнем склоне, он шел со своим конем и «заводным» (грузовым) конем один без второго напарника. Помахав руками мы обратили внимание на себя. Расселись на коней, я долго не мог взграмоздится на коня из за наваленных на седло дров. Обьединившись в одну группу мы пошли дальше. Где напарник мы так и не поняли. Дул жуткий ветер с редкими каплями дождя, было зябко и очень уставшо. Как то распрашивать ничего не хотелось, а хотелось скорее дойти до «дому», точнее бивака который предстояло построить своими руками. Спустились в один лог. Там был жуткий ветер — я предложил пойти в следующий «за камень», и там найти тихое место. Так и сделали. Наш отряд растянулся на полверсты, я шел впереди а впереди меня шел проводник с заводным конем. Все шли молча. На спуске во второй лог я вдруг внезапно почувствовал некое напряжение внутри себя и на середине спуска случилось то что я не ожидал. Внезапно на одном из траверсов при спуске вниз мое седло стало резко перемещатся на право по коню вместе со мной заваливась на правый бок. Я стал орать «кыыррр!» «Стой!» «КыыыЫЫР!» но конь продолжал идти как робот. Я так и упал с коня только сапогами небо подпер, упал удачно на березку горную мягкую. А конь пошел дальше , но все сумки переместились ему на живот вместе с драйбегом от чего конь реально офигел испугался и полетелв скачь кубарем покатившись с горы уже через пару секунд. Проводник даже ничего не успел сделать, а я стоял как столб тоже не зная что делать. А конь летел делая восмерки из своего тела и  сбруи и сумок что на нем висели уже как юбка на девке вокруг всего его тела.  Все затнулось как в медленном кино. Проводник что от тянул, остальные туристы так и не появились вверху на склоне, конь убежал вниз по склону. … И внизу остановился на поляне, и лег на живот, сумки, и  передние ноги видать от безисходности… я был в этом всем в шоке, не зная что и делать… Проводник подошел к коню взял чомбур, и тихо стал распутывать накрученные на коня узлы и путы из ремней седла и сумок.

Коня освободили быстро. И тихо пошел уже «расколупывать» содержимое сумок, осматривая что стало с вещами. Сразу увидел, что термос получил серьезные вмятины в корпусе как и внешне так и во внутренней колбе — минус один. Лопнула пачка майонеза, и загадила часть одежды. Пачка майонеза с радостью была скушана одной из собачек проводников. Поставил молча полатку дрожащими безконтрольно руками и завалился спать. Что то вообще ничего не хотелось, даже кушать. Завалился спать. Проснулся уже в темноте, слышал голоса туристов, понял что лучше все же пожрать и выполз к людям. Кухонная палатка как раз была рядом, о спасибо, мне там оставили супа. Как то было тихо, народ особо не пел песен. Оказалось что не только у меня у коня ослабли ремни, еще у одного участника перевернулось седло, только он уже шел пешком рядом с конем, так что обошлось. Покушав молча я весь в трясучке от случившегося  отправился спать.

Утром был небольшой разбор полетов по вчерашнему дню, собрались и поехали дальше. Оказывается мы где то пару километров не дошли до нужной стоянки на озере Сказка, и встали примерно на высоте 2400, в травяном логе, в сама стоянка должна была быть. В целом даже и хорошо. Сказка находится на 2500..2700 и там уже нет ни кустов ни травы — голые камни и лед и ветер.

Обойдя большие останцы из гранита и россыпи кварца отбеленного ветрами и солнцем до искрящегося состояния мы начали спускаться в лог одного из притоков Каралахи реки. Среди сочной зелени и тысяч цветков рыжих  огоньков. Здесь начинали путь свой мелкие ручейк с гор, а где-то там внизу начинался кустарник и густой хвойный елово — лиственничный лес. Мы как раз спустились на конях в этот лес и по тропе через болота уже продолжили свой путь спускаясь к Каралахе реке, минуя границу высоты самого леса. Лес характерный этим мстам  дремучий, ствол на стволе, мхи, кустарник. Продратся можно только на коне. Спустились к реке доволно быстро, никто с коня не упал. Каралаха тихо и спокойно несла свои воды в идиальной тишине нарушаемой пением мелких  птиц и визгом насекомых.